Стремление к масштабной перестройке системы

Апрель 20, 2015 Нет комментариев

Здесь можно сослаться на другой аргумент , а именно: что общественные системы, гораздо лучше той, которая есть сегодня, в принципе возможны. «В принципе» — оговорка, которая в некоторой степени смягчает утверждение. Тем не менее это важное заявление, в том смысле, что оно направлено на вытеснение общепринятого учения о том, что жизнеспособны только те результаты, которые являются совместимыми по стимулам с интересами эгоистичных индивидов.

Впрочем, эгоистические наклонности удается подавить не всегда: общество может быть поймано в совершенно эгоистичное равновесие. В жизни есть тысячи вещей, которые каждый из нас может сделать для повышения своего благосостояния, но из-за общественных норм, культуры, чувства идентичности, жестких биологических и общественных установок мы даже не рассматриваем многие из таких действий. Есть немало стран, где вы можете оставить свои ценные вещи на неогороженной лужайке перед домом и никто их не тронет. Так было не всегда; этим странам удалось, с помощью процесса, который мы не вполне понимаем, разработать подобные нормы. Сегодня в большинстве культур мы не прибегаем к физическому насилию, чтобы получить то, что хотим и что было бы легко получить с помощью резкого удара или пинка. Пару тысячелетий назад неиспользование стратегии, которая технически возможна, было немыслимо. В Японии посреди ночи, когда на дорогах почти нет машин и полиция не находится в поле зрения, пешеходы обычно ожидают разрешающего сигнала, чтобы перейти улицу. В Индии так поступать не принято даже средь бела дня при оживленном движении и на виду у полиции.

Можно утверждать, что, как только нормы установлены, не в интересах человека нарушать их, и таким образом для человека «рационально» делать то, что они предписывают. Но, как я утверждал выше, это чисто семантический вопрос о том, что называть «рациональным». Важным наблюдением является то, что поведение, которое в современном обществе выглядит несовместимым с личным рациональным поведением, вполне может быть таковым в другом обществе, где иные культура и нормы.

Таким образом, лучшее общество —например, то, которое полагается на людей, не берущих из находящегося в свободном доступе общественного фонда больше того, что им необходимо, или то, где все ответственно трудятся, несмотря на то что получают одинаковый доход, независимо от того, что они делают — может быть достижимо, пусть даже оно не совместимо с личными стимулами, как их описывают учебники. Мы можем обрести такие нормы, при которых какое-то иное поведение сталкивается с таким общественным порицанием или самоосуждением, что никто не станет поступать подобным образом. А в долгосрочной перспективе эти нормы могут настолько в нас укорениться, что мы станем следовать им не в силу каких-то причин, а просто потому, что такова наша инстинктивная поведенческая реакция.

Итак, те, кто живет в бедности и лишениях не по своей вине (как подавляющее большинство бедняков), имеют полное право называть лжецами некоторых публичных экспертов, политиков и защитников status quo, которые заявляют, что бедность —это мера производительности бедняков и что необходимо создать стимулы, позволяющие миру достичь более высокого среднего дохода. В свою очередь, это рождает надежду, что те, кто из поколения в поколение через эксплуатацию других людей и использование своих наследных прав управляет большей частью мировых ресурсов и мирового богатства, в итоге вынуждены будут поделиться своим благосостоянием и что в результате мы станем жить в мире, на который у каждого из нас, как у гражданина, будут равные права, а будущие поколения, придя в этот мир, не обнаружат пустыню вокруг себя.

Мировые кризисы бушуют с завидной регулярностью, но всегда находятся желающие улучшить условия своего существования. Не всем по карману сразу приобрести себе квартиру или комнату. Тогда пригодится услуга кредитного навигатора RoyalFinance. На сайте жулающим помогут получить ипотечный кредит и подобрать наилучшие условия.