Каждая фирма занимается бюджетированием. Этот процесс неотделим от процесса управления. Любой директор, руководитель финансовой службы фирмы как небольшого, так и крупного предприятия, соизмеряет доходы с расходами, подсчитывает планируемые остатки денежных средств, оценивает, может ли фирма позволить себе определенные затраты и принимает решение об эффективности расходов. Все это – элементы бюджетирования.
Некоторые определения бюджетирования характеризуют это понятие со стороны использования ресурсов.
Например.
Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.
Бюджетирование – это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.
Бюджетирование – синоним бюджетного управления, то есть планирования будущей деятельности предприятия и подготовки управленческих решений на основе анализа отклонений фактических показателей от плановых.
Бюджетирование – это практическая реализация в информационной системе концепции и методологии бюджетного планирования предприятия.
Таким образом, несмотря на различие в подходах к определению бюджетирования, его основой является различные виды бюджетов.
Рассмотрим основные определения бюджетов.
Бюджет – это набор взаимосвязанных планов, выраженных в финансовых и/или натуральных показателях, для Общества в целом или его подразделения (бюджетной единицы) на определенный промежуток времени.
Бюджет является финансовым выражением целей предприятия, его стратегий и намеченных мероприятий.
Бюджет – детальная смета финансовой деятельности.
Бюджет предприятия – денежные доходы и расходы, запланированные и расписанные на определенный период для достижения поставленной производственно-хозяйственной цели.