Технология оптимизации себестоимости (затрат ресурсов)
Затраты играют существенную роль в цене предложения, поэтому являются критическим фактором, определяющим успешность бизнеса. Затраты влияют на результативность через цену предложения, на эффективность через себестоимость. Затраты – следствие направленных на цель решений и действий.
Тем самым затраты определяют:
- Конкурентные преимущества – лидерство по затратам усиливает возможности для первенства на рынке за счет гибкости ценообразования.
- Результативность деятельности – получение доходов.
- Эффективность деятельности – получение прибыли.
Технология оптимизации себестоимости (затрат ресурсов) подразумевает выяснение причинно – следственные связи:
- Затраты – следствие формирования и использования активов и финансирования их пассивами.
- Активы – следствие бизнес-процессов.
- Процессы – следствие товара.
- Товар – следствие целей и стратегии бизнеса.
Оптимизацию затрат правильнее производить, в обратном порядке, отталкиваясь от причин, то есть начиная с целей и следуя к затратам:
- Причина – цели, стратегия, тактика бизнеса, следствие товар для потребителя.
- Причина – товар, следствие бизнес-процессы.
- Причина – бизнес-процессы, следствие ресурсы.
- Причина ресурсы – следствия активы и пассивы.
- Причина – активы и пассивы, следствия затраты.
Цель оптимизации затрат – добиться результативности (effectiveness), делать правильные вещи (doing the right things) и эффективности (efficiency), делать вещи правильно (doing things right) (Питер Друкер), то есть принимать правильные решения и реализовывать их в правильных действиях при оптимальных затратах ресурсов.
Решения принимаются, руководствуясь целями, исходя из принятой стратегии и необходимых ресурсов. Действия осуществляются на основании тактики: организации деятельности, управления действиями и ресурсами.
Оптимизировать затраты означает создать систему управления ресурсами, обеспечивающую максимальную производительность при необходимом минимуме затрат в синергетическом взаимодействии ресурсов.
Назначение оптимизации в предотвращении излишних затрат ресурсов, а суть в том, чтобы затраты были результативны (приносили доход) и эффективны (приносили прибыль).
Следовательно, ресурсы, как средства достижения целей, обладают двумя основными свойствами: производительность (полезность, необходимость для цели – стратегии, тактики) и затратность (количество, стоимость).
Это ключевой момент в оптимизации привлечения и использования ресурсов и, как следствие затрат.
Такой подход соответствует целенаправленности деятельности человека: что хочу получить, а потом, сколько это стоит. Если цель человека – здоровье, он не покупает гнилые овощи, потому что они дешево стоят. Если цель добиться успеха в бизнесе (правильных и качественных решений), то не нанимают «дураков», потому что они дешевле умных.