Сегментирование рынка в маркетинге

Июль 11, 2014 Нет комментариев

Чтобы грамотно реализовать ключевые принципы сегментирования рынка в маркетинге следует понимать, что современный рынок определённых товаров и услуг состоит из большого количества разных потребителей, которые имеют свои собственные нужды. Формирование групп покупателей или заказчиков каких-либо сервисов происходит по следующим признакам:

  • поведенческим: активность потребления продукции, ожидаемые выгоды, мотивы для осуществления покупок;
  • географическим: в различных населенных пунктах и регионах покупательские симпатии иногда разнятся кардинальным образом;
  • социографическим: образ жизни, которого придерживаются потенциальные потребители, принадлежность к социальной группе;
  • демографическим: обязательно принимает во внимание уровень образования и финансовых доходов покупателей, их возраст, пол и так далее.

Указанное разделение на группы всех возможных потребителей носит название сегментирования рынка, которое производится после процесса его анализа.

По сути, сегментирование и планирование в маркетинге позволяет изначально учесть все нужды покупателей, и на основании этого заниматься эффективным продвижением и продажей продукции.

Отдельный рыночный сегмент включает в себя таких потребителей, которые будут идентично реагировать на одинаковый комплекс мотивирующих стимулов. Например, разделять женщин и мужчин, покупающих, допустим, медицинские препараты от мигрени, на две разные группы рынка нет никакого смысла. Но при этом их нужно различать по тому, какие именно средства они приобретают – дорогие и сильнодействующие, либо более приемлемые по стоимости, но слабее по воздействию.

Различают такие стандартные этапы сегментирования рынка в маркетинге:

  • исследование рынка, формирование единой картины желаний и нужд потребителей;
  • профилирование покупателей;
  • составление таблиц с информацией о том, когда, где и что было приобретено;
  • анализ вышеуказанных сведений по потребностям и покупкам граждан;
  • объединение в один сегмент потребителей с похожими запросами;
  • проверка полученного профиля;
  • определение параметров привлекательности (критериев), их взвешивание и характеристики;
  • расчет привлекательности.

Добавим, что принципы сегментирования рынка в маркетинге особую роль отводят отбору рыночных сегментов – ориентированных на нужды потребителей, на единственный сегмент, на группе покупателей, предоставление услуг 2-3 небольшим сегментам, которые между собой не связаны, или сразу на весь рынок.