Для построения эффективной системы управления дебиторской задолженностью необходимо знать механизм ее возникновения и эволюции. Это важно, поскольку на каждом этапе формирования задолженности целесообразно использовать свои методы и приемы.
Рассмотрим этапы эволюции дебиторской задолженности, внимательно изучая каждый из периодов ее существования, давая характеристики всем происходящим процессам.
- Этап, предваряющий появление задолженности. Именно в этот период совершаются все события, предваряющие появление задолженности. В это время происходят знакомства, переговоры, проверочные и другие подготовительные мероприятия, определяются объемы будущей задолженности, сроки и условия ее погашения и принимается окончательное решение о кредитовании. Заканчивается данный период в момент принятия положительного решения по сделке.
- Текущая задолженность. После заключения договора возникает задолженность предварительно оговоренного размера. Если договор о погашении задолженности исполняется заемщиком неукоснительно, то с течением времени задолженность постепенно уменьшается и прекращается в оговоренный срок. В каждый момент времени задолженность представляет собой заранее известную и обозначенную в договоре величину и называется текущей задолженностью.
- Проблемная задолженность. Если заемщик допускает нарушение сроков оплаты или производит оплату меньшими, чем указано в договоре, суммами, он не успевает полностью погасить задолженность к окончанию договора. Превышение реальной задолженности над текущей называется проблемной задолженностью.
- Просроченная задолженность. Если в течение срока действия договора заемщик не погасил задолженность полностью (как говорят, «не вошел в график»), вся имеющаяся у него на момент окончания договора задолженность называется просроченной. Просроченная задолженность иногда имеет сложную структуру и может состоять из сумм, непогашенных по основному долгу, по процентам за пользование кредитом, по различным видам штрафных санкций.
- Безнадежная задолженность. Предприятие-кредитор, как правило, пытается в течение некоторого периода времени взыскать просроченную задолженность и делает это более или менее успешно. Итоговая сумма задолженности при этом может несколько снизиться (если взыскиваемые суммы превышают нарастающие штрафные санкции), но может случиться и так, что при отсутствии платежей со стороны клиента сумма просроченной задолженности будет расти.