Партизанским маркетингом называется комплекс малобюджетных способов маркетинга и рекламы, которые позволяют довольно эффективно продвигать услугу или товар, а также привлекать новых клиентов, увеличивая клиентскую базу и прибыль, практически ничего при этом не вкладывая. Именно поэтому партизанский маркетинг также называется малозатратным или малобюджетным маркетингом.
Понятие “партизанский маркетинг” было введено в обиход американским рекламистом Джеем Конрадом Левинсоном. Он же подвел под это понятие и теоретическую базу. Он позаимствовал понятие из военного дела, где оно используется в процессе ведения войны посредством сил малых отрядов, которые не имеют тяжелого вооружения. По аналогии ведется и малый бизнес, не имеющий большого рекламного бюджета или возможности пользоваться дорогостоящими способами продвижения.
Левинсон предложил подход, который основан на использовании дешевых носителей рекламы: визитных карточек, вывесок, листовок, открыток буклетов и т.д. Всё это используется взамен дорогостоящих предметов. Автор предложил также целый спектр уловок и приемов, которые позволяют значительно поднять эффективность такого способа рекламы и извлечь из нее наиболее эффективный результат.
Чуть позже Левинсон предложил более широкий спектр инструментов партизанского маркетинга для менеджеров: написание статей для тематических журналов, построение отношений с клиентами, выступления на общественных мероприятиях. Одним из главных принципов, который должны запомнить менеджеры, является партнерство с другими видами бизнеса.
Сегодня к партизанскому маркетингу относят также целый ряд методов рекламы, которых в списках Левинсона не было, однако они полностью отвечают главному принципу партизанского маркетинга – доступность для фирм с маленьким рекламным бюджетом. Вирусный маркетинг, скрытый маркетинг, эмбиент медиа, эпатажный маркетинг и другие – среди таких методов.