Таргетирование инфляции: плюсы и минусы
Изучение опыта Германии и Швейцарии было воплощено в появлении нового монетарного режима – таргетирование инфляции (далее – ТИ). В международной практике под таргетированием инфляции имеют в виду установление ЦБ допустимой инфляции и обеспечение роста цен в установленных пределах.
Такой режим первой применила Новая Зеландия. После нее – определенное количество экономически развитых стран. Среди них – Австралия и Канада, Финляндия и Испания(до вступления в зону евро), Швеция и Великобритания. В настоящее время отдельные страны, которые развиваются (в частности Бразилия, Чили, Израиль, Мексика, Филиппины), также ввели этот монетарный режим. Среди стран с переходными экономиками, которые перешли к инфляционному таргетированию, следует выделить Чехию, Польшу и Венгрию.
Основным механизмом достижения показателя динамики цен является влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. При этом главным инструментом действия на динамику цен является краткосрочная процентная ставка. Поэтому успех политики ТИ предопределяется способностью ЦБ убедить частный сектор в своих возможностях относительно предотвращения роста цен. ТИ не базируется на объективных зависимостях между макроэкономическими показателями. Его основой является стойкость процессов, которые сложились в экономическую систему за предыдущий период.
Канал формирования рациональных ожиданий является основным при реализации такого варианта денежно-кредитной (далее – ДК) политики. При этом ЦБ должен создавать основной информационный поток для функционирования указанного канала. Но для хозяйствующих субъектов информация, что приходит от денежной власти, не является основной. В условиях глобальной экономики и разветвленных внешнеэкономических связей хозяйствующие субъекты строят свою политику на основе широкого набора источников информации.
Страны, которые используют ТИ (Канада, Австрия, Великобритания, Швеция), достигли в 90-ые годы XX ст. таких же результатов в снижении роста цен, которые были достигнуты странами, которые не применяли данный вариант ДК политики (США, ЕС, Япония). В этот период развития мировой экономики ее рост основывался на применении ресурсосберегающих технологий и не вызывал подорожания сырья. А повышение доходов населения развитых стран было сбалансировано с ростом производства потребительских товаров. Нарушение этих условий во второй половине первого десятилетия XXI ст. вызывало ускорение инфляции в мировой экономике, следовательно, таргетированные показатели инфляции в ряде стран оказались также нарушенными.
Важно учитывать, что при таргетировании инфляции Центральный банк реагирует на ускорение ценовой динамики повышением краткосрочной ставки процента. Это приводит к приливу в страну иностранного капитала, в основном спекулятивного, и предопределяет рост курса национальной валюты. Соответственно, падает экспорт и увеличивается импорт.
Провозглашая курс на переход к инфляционному таргетированию, необходимо учесть негативные последствия использования этого варианта ДК политики, которые наблюдались в Канаде, Австралии,Новой Зеландии. ЦБ этих стран столкнулись с проблемой подорожания национальных валют и были вынуждены прибегнуть к интервенциям с целью сдерживания роста валютных курсов. Следует обратить внимание на органическую взаимосвязь таргетирования инфляции и функционирования трасмиссионного механизма ДК политики. Эта проблема непосредственно касается трансформируемых стран.
По существу, переход к инфляционному таргетированию является изменением парадигмы всей ДК политики. При этом таргетирование инфляции определяет цель (ориентир), а передаточный механизм являет собой совокупность средств для ее достижения. Таким образом, таргетирование инфляции и механизм трансмиссии представляют неразрывное единство, в котором для достижения поставленной цели нужно использование определенного арсенала инструментов, а от его эффективности зависит достижение намеченного темпа инфляции.
Плюсы таргетирования инфляции заключаются в первую очередь в том, что при его применении ЦБ сосредоточивает свое внимание в первую очередь на внутренних экономических проблемах.
Вместе с тем система ТИ имеет ряд минусов.
При переходе к ТИ будет наблюдаться определенный период адаптации государства, хозяйствующих субъектов и домохозяйств. Как и любая адаптация, это приведет к снижению текущей эффективности.
Любое серьезное действие, которое изменяет основные условия функционирования системы, обязательно вызывает ряд значительных непредвиденных последствий. Если страна удается к серьезным изменениям монетарного режима, то обязательно возникнут неожиданные последствия, которые способны существенно ослабить доверие к центральному банку и его политике. Но именно доверие является одним из основных элементов трасмиссионного механизма в условиях инфляционного таргетирования.
Одним из важнейших положений современной денежной теории есть постулат нейтральности денег, из которого выплывает положение об отсутствии долгосрочных последствий ДК политики государства. Однако предпосылкой такого подхода является скрытое допущение – при других равных институционно-структурных условиях, которое явно не срабатывает в экономических реалиях постсоциалистического развития. Когда институционная среда изменяется, то возникает несоответствие между содержанием регуляторной политики и объектом, на который она направлена. Это проявляется в виде низкой эластичности монетарного поведения хозяйствующих субъектов в ответ на мероприятия центрального банка.
Кроме того, при данном монетарном режиме инфляционные процессы лишь частично контролируются и регулируются денежной властью. Это особенно заметно в условиях переходной экономики, когда основными причинами инфляции являются немонетарные факторы – структурные перекосы, монополизм в ценообразовании, коррумпированность чиновников. В то же время, избрав как главный ориентир темп инфляции, регулирующие органы мало учитывают другие важные цели экономического развития – обеспечение достаточно высоких темпов роста экономики, проведение гибкой социальной политики.
Следует отметить также, что в периоды обострения финансовой ситуации или валютно-финансовых кризисов средств одной только ДК политики центрального банка недостаточно для решения проблем, которые возникают в этих условиях. В таких ситуациях необходимыми являются оперативные и эффективные мероприятия государства с привлечением средств центрального банка и бюджета для предоставления поддержки финансовой системе и реальному сектору экономики.
Похожие материалы:
- Виды бюджетов
- Совершенствование управления активами и пассивами, доходами и затратами, прибылью
- Выбор вида финансового лизинга