Исследование организации и процесса маркетингового планирования в салоне красоты
Рассмотрим этапы планирования маркетинга в рассматриваемом салоне красоты. Таким образом, в организации реализуются лишь некоторые этапы: изучение сведений о тарифах на оказываемые услуги, организация обратной связи с клиентом, изучения мнения клиентов и их предложений.
Проводя анализ рынка и конкурентов и анализируя динамику плановых и фактических показателей продаж услуг, можно сделать выводы о наличии их несовпадении, что указывает на то, что в салоне красоты делаются примерные планы, основанные лишь на использовании достигнутых результатов прошлых периодов.
Основным направлением деятельности салона красоты является оказание косметологических услуг, услуг парикмахера и др. Нет большого количества конкурентов. Однако, модель Портера подтверждает высокую вероятность появления новых продавцов на рынке. Положительным моментом является наличие малого количества услуг-заменителей. Это позволяет компании сконцентрироваться только на борьбе с прямыми конкурентами. По отраслевой конкуренции рынок близок к состоянию олигополии. Конкурентными преимуществами салона красоты ООО «Кристина» являются:
– соотношение качества и цены продукции;
– широкий ассортимент продукции.
Салон красоты ООО «Кристина» является специализированной организацией, оказывающей широкий ассортимент услуг. Организация сотрудничает с десятками производителей и дилерами необходимых материалов и продуктов (специализированные моющие средства, косметические средства, средства для ухода за кожей, волосами и ногтями). С большинством поставщиков организацию связывают долгосрочные партнерские отношения. Так как поставщиков у организации имеется большое количество, то между ними существует конкуренция, поэтому угрозы с их стороны не ожидается.
Потенциальными конкурентами будут являться фирмы, которые имеют достаточные производственные мощности для оказания аналогичной продукции и в будущем, если изменят свой род деятельности, смогут составить конкуренцию. К таковым можно отнести: центры здоровья, парикмахерские, спа-центры и т. д. Данная угроза достаточно велика. Однако, существенную роль играет качество и его постоянство оказываемых услуг. Услуги и сервис, предлагаемые салон красоты ООО «Кристина», заслужили доверие покупателей.
В организации не выполняется этап стратегического планирования – прогнозная оценка результатов стратегии. Для рыночных сегментов прогнозируется стратегия, которая направлена на выявление негативных тенденций в продаже услуг, однако, оценка предложенной стратегии для сегмента отсутствует. Это негативно отражается на сбыте услуг, так как предлагаемая стратегия для рыночного сегмента может отличаться от сложившейся ситуации в регионе.
Подготовка стратегических решений реализации стратегии отсутствует. Сотрудники салона, которым делегированы полномочия по реализации маркетинговых функций, предлагают стратегические решения без конкретных действий, реализация осуществляется путем отдачи распоряжений зам. генерального директора подчиненным. Это негативный фактор развития стратегического планирования, создающий условия снижения рыночно доли салона красоты ООО «Кристина».
Формирование целей и стратегий маркетинга по целевым рынкам в организации раскрыто не в полной мере. Цели салона не разрабатываются для конкретного сегмента рынка, они являются общими для всего ассортимента услуг.
Стратегиями салона являются: стратегия функционального специалиста, стратегия дифференцированных цен с применением скидок за объем услуг.
Контроль над реализацией процесса стратегического планирования заключается в проведении качества деятельности салона в направлении достижения стратегических целей путем сравнения плановых и фактических значений конкретных величин.
Ресурсная обеспеченность салона является основополагающим фактором при составлении маркетингового бюджета. Зам. генерального директора получает информацию об объемах реализации услуг, о займах и кредитах компании и формируют бюджет маркетинга, который утверждает генеральный директор, затем формируется маркетинговый бюджет, отражающий мероприятия, на которые направлены маркетинговые инструменты.
Основные мероприятия плана маркетинга представлены рекламой на радио и в журналах, а также pos-материалами (листовки, буклеты, журналы). Наибольший удельный вес имеет реклама на радио и журналах (69,9 %). Совокупные затраты на реализацию плана за период увеличились на 16%. При этом ежегодный прирост равен среднему темпу инфляции. Это указывает на то, что в реальном выражении объема финансирования расходов на маркетинговые мероприятия не происходит.