Прямой маркетинг – формы, средства, методы
Прямым маркетингом, или директ-маркетингом, называется один из видов маркетинговой коммуникации, в основе которого находится личное взаимодействие с получателем сообщения. Примером таких коммуникаций может служить отношение “бизнес-для-покупателя” или “бизнес-для-бизнеса”. Целью подобных отношений является построение отношений как таковых и получение прибыли. Фактически прямой маркетинг основывается на отношении к клиенту как к индивиду. Он предполагает обязательное наличие обратной связи и не использует информационных посредников для коммуникаций.
Впервые термин “директ-маркетинг” был сформировал в США. Впервые его озвучил Лестер Вундерман в 1967. Тогда он работал с такими популярными брендами как Columbia Records и American Express.
Практика прямого маркетинга как осознанного средства управления предприятиями на отечественном рынке пока развита слабо, в отличие от Запада. У нас пока не налажена культура общения с клиентами – потенциальными или реальными – с помощью рассылок (e-mail, почтовых и SMS).
Для того, чтобы наладить систему прямого маркетинга, менеджер должен иметь базу данных клиентов, причем структурированную и регулярно обновляемую. В эту базу обязательно должны войти сведения не только непосредственно о самих клиентах, но и об их потребностях и предпочтениях. Цель создания такой базы – последующая обработка информации и предложение клиентам исключительно той продукции, которая будет соответствовать их запросам.
Управлением базой данных менеджер должен заниматься постоянно, а ее обновление – это довольно трудоемкая работа, требующая обширного штата сотрудников. Однако эффект, который будет достигнут после вложений в набор и содержание такого штата, оправдает себя. При этом менеджер должен постоянно развиваться, совершенствуя свое мастерство.